Хайдеггер «Ничто и бытие»

Хайдеггер и восточная философия: На это указывает например О. В этой же статье Никифоров О. Но чем же тогда различны эти периоды творчества Хайдеггера? Многими исследователями эта лекция считается одной из важных составных частей философии Хайдеггера[]. Согласно Хайдеггеру, метафизический вопрос отличается от любого другого тем, что, во-первых, он захватывает, то есть ставит под вопрос самого спрашивающего, и во-вторых, он выходит за пределы сущего в целом, что как раз является основным движением метафизики, понимаемой как , то есть возвышение над сущим как таковым. Итак, вопрос что такое метафизика, вынесенный в заглавие лекции, превращается у Хайдеггера в вопрос:

МЕТАФИЗИКА"НИЧТО" В ФИЛОСОФИИ М.ХАЙДЕГГЕРА

Философия Киркегора носит религиозный, христологи—ческий характер, хотя по форме изложения она более походит на свободное философствование, чем на богословие. В противоположность этому философия Хайдеггера одушевлена прежде всего метафизическим пафосом. Но не следует думать, что Хайдеггер идет по следу Декарта, провозгласившего: Для Хайдеггера бытие невыводимо из мышления.

Танатологические точки зрения Толстого и Хайдеггера, по своей сути, .. ничто. Страх смерти является следствием сознания неразрешенного.

Страх как состояние есть способ бытия-в-мире; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытие-в-мире; то, что боятся потерять, есть возможность бытия-в-мире. Европейская философия, Немецкая философия.

Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия.

Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, то есть преодоление своей бездомности и осиротелости.

Задача тематического анализа бытия-в* А. Экзистенциальная конституция вот* § Присутствие как расположение* § Страх как.

Но уже через два года после ее публикации, в своей лекции"Что такое метафизика? Хайдеггер переворачивает традиционный способ философствования, при котором неизвестное объясняется из известного, исходным пунктом он берет именно то, что до сих пор не удавалось объяснить. Необходимо учитывать тот факт, что Хайдеггер необъясненное относит не к сфере еще не познанного, а к области сокрытого, тайного.

Точно так же, как скрытое у Хайдеггера служит средством выявления всего сущего, неизвестное служит способом пояснения известного и познанного. В философской форме это выступает как раскрытие бытия через Ничто. Если традиционная метафизика - начиная с Платона и Плотина - исходила из понимания бытия как света, бога как солнца, то Хайдеггер считает высшим началом не то, из которого исходит свет, а то, которое вечно сокрыто от света, оно - своего рода черное солнце, благодаря которому становится видимым самый свет.

Так же как темнота, согласно Хайдеггеру, не является просто отсутствием света, так и Ничто, метафизический аналог темноты, нельзя рассматривать как просто отсутствие бытия, то есть нельзя толковать нигилистически. Такое неправильное толкование Ничто, по мнению Хайдеггера, является характерным только для метафизического способа мышления, столь прочно утвердившегося на европейской почве, что европейскому человеку оказывается уже недоступным истинное понимание Ничто.

В неевропейских же культурах чуждо такое понимание Ничто. Так, беседуя с одним японцем, Хайдеггер обнаружил, что при выявлении смысла слова"Ку", которое по значению близко к понятию Ничто, японец пришел в удивление:

Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур

Знаем лишь, что она неизбежна. , . - , .

Ключевые слова: ничто, дух как негативность, негация, снятие, различие, . на краю пропасти: страх, который он испытывает, есть сознание того, что ничто не Хайдеггер в «Бытии и времени» говорит о ничто как об элементе .

Хайдеггер и восточная философия: Хайдеггер рассуждает здесь образом, совершенно отличным от философской традиции осмысления Ничто. Парменид, родоначальник осмысления бытия в европейской философии, заложил онтологическую линию, вследствие которой считалось, что несушего, небытия нет, в отличие от бытия, которое только и может быть мыслимо. И именно в этом пункте Хайдеггер соответствует парменидовской линии своим утверждением того, что небытие не может быть предметом мысли, что оно никаким образом не дано мышлению.

Но в целом Хайдеггер противоречит парменидовскому отношению к негативности, согласно которому, небытия нет, оно невоспринимаемо не играет никакой роли в жизни человека. Софистика является мышлением о не-бытии, которое все-же каким-то образом существует Платон, Софист, . Итак, европейская метафизическая традиция, начиная с Парменида вплоть до Гегеля, рассматривает проблему Ничто негативности внутри рациональной сферы.

Негативное анализируется исходя из сущего, понимается как недостаток сущего и означает неистинное, фальшивое, обманчивое, непостоянное. Как раз поэтому Хайдеггер считает, что традиция еще не продумала Ничто, еще не дошла до Ничто.

«Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур»

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры.

Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию.

Ничто — это фундаментальная категория философского дискурса, которая метафизики» (Хайдеггер): «Почему вообще есть сущее, а не скорее ничто . феноменологию данности ничто в сознании («Понятие страха»).

Бытие и ужас Неклассический характер хайдеггеровской метафизики и, соответственно, онтологии, а также отход от направленной против психологизма феноменологии Гуссерля наиболее отчетливо воплотился в том, что в"аналитику бытия" оказались включенными такие понятия, которые раньше по принципиальным соображениям исключались из философской онтологии и отдавались на откуп психологии эмоций или поэзии - страх, забота, ужас, покинутость, смерть и т.

Между тем Хайдеггер придал им и другим родственным понятиям метафизический, онтологический статус. Сколь нестандартно Хайдеггер это делает, можно видеть из текста упомянутого ранее доклада"Что такое метафизика? К вопросу о метафизике, вынесенному в заголовок, Хайдеггер поначалу движется обходным путем. Он начинает с выяснения предназначения наук: И тут же Хайдеггер, как бы забыв о науке и даже привычных темах метафизики, переходит к проблеме Ничто.

М. ХАЙДЕГГЕР:БЫТИЕ И НИЧТО. БЫТИЕ И УЖАС:

Мартин Хайдеггер - — известный немецкий философ века. Произведения великого философа, имели огромный успех при его жизни и продолжают оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии. Под влиянием Хайдеггера формировалось мышление Ж. Сартра, Гадамера, отчасти — А.

Ортеги-и-Гассета, а также ряда менее известных философов Германии и за её пределами. Книги Хайдеггера имеют вид произведений вневременного характера.

М. Хайдеггер как бы размыкает бытие в бездонность и безграничность . М. Хайдеггер, анализируя ситуацию, в которой человек испытывает страх, . и вне его, ибо пережил предвосхищающий опыт смерти, раскрывшей Ничто.

Какое действие имеет Ничто? Киргегард Противоположное греху понятие есть не добродетель, а вера. Вера есть вера в Бога, для которого все возможно, для которого нет невозможного. Разум человеческий, однако, не соглашается допустить, что все возможно: Дело нисколько не меняется, если мы, вслед за Киргегардом, скажем, что для Бога все возможно — ибо в этом заключается признание, что Бог не считается ни с нашим разумом, ни с нашей моралью.

Можно ли вверить свою судьбу Богу, не убедившись предварительно, что Бог есть разумное и моральное существо? А что, если Бог безумен, а что, если Бог — зол и жесток? Авраам, который шел, сам не зная, куда идет — невежда и глупец, Авраам, который занес нож над своим сыном — преступник и злодей.

НИЧТО это:

В Средние века проблема Н. Сам Бог в мистической средневековой традиции представляет собой Н. В философии 20 в.

Текст печатается по изданию: Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, Перевод с немецкого .. § Страх как модус расположения1.

Бытие и ужас Неклассический характер хайдеггеровской метафизики и, соответственно, онтологии, а также отход от направленной против психологизма феноменологии Гуссерля наиболее отчетливо воплотился в том, что в"аналитику бытия" оказались включенными такие понятия, которые раньше по принципиальным соображениям исключались из философской онтологии и отдавались на откуп психологии эмоций или поэзии - страх, забота, ужас, покинутость, смерть и т.

Между тем Хайдеггер придал им и другим родственным понятиям метафизический, онтологический статус. Сколь нестандартно Хайдеггер это делает, можно видеть из текста упомянутого ранее доклада"Что такое метафизика? К вопросу о метафизике, вынесенному в заголовок, Хайдеггер поначалу движется обходным путем. Он начинает с выяснения предназначения наук: И тут же Хайдеггер, как бы забыв о науке и даже привычных темах метафизики, переходит к проблеме Ничто.

Как нам найти Ничто? Как бы ни обстояло дело, Ничто нам известно, хотя бы просто потому, что мы ежечасно походя и бездумно говорим о нем

З.З. «НИЧТО САМО НИЧТОЖИТ»

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто.

Ответ, озвучиваемый Хайдеггером, следующий: это ужас. Он не есть, однако , усиленны доведённый до высшей точки страх.

Понятия страха в экзистенциализме: Страх, согласно Хайдеггеру, может быть рассмотрен в трех взаимопринадлежащих аспектах: Это"страшное в его страшности" как раз указывает на предметность страха [там же]. В страхе мы всегда страшимся за себя, за свое бытие. Ежели мы говорим, что страшимся"за другого", то это не означает, что мы принимаем на себя его страх и страшимся угрожаемого ему, это значит, что мы страшимся за свое со-бытие с ним, то есть в конечном счете опять-таки за себя.

В экзистенциальной аналитике Хайдеггера страх не является"самостоятельным" феноменом.

Экзистенциализм о страхе

Экзистенциальный страх открывает ничто. Лекции о метафизике Использованный словарь ничто , страх , экзистенциальный , По теме:

Хайдеггер замечает: «Ничто не бытийствует, но ничтожит в сущем» . « страх», но Хайдеггер отличает его как онтологический страх от.

Итак, попытаемся понять отмеченный нами тезис по отношению к этим двум моментам. И этим опять же сказано: Этому сущему свойственно, что с его бытием и через него это бытие ему самому разомкнуто. Понимание бытия, разъясняет Хайдеггер, это не познание или знание, или объяснение. Бытийное понимание Хайдеггер определяет как проектирование, набрасывание проекта. Проект обозначает здесь не план как таковой, а раскрытие бытия как появление возможностей, в рамках которых возможно некоторое планирование.

Хайдеггер проясняет это так: Итак, человеческое бытие анализируется Хайдеггером как таковое, которое понимает себя в своем бытии. Это делается в сознательном отказе от господствующей традиции, Хайдеггер отказывается от понимания человеческого бытия как субъективности, когда одним из главных объяснительных принципов является принцип самосознания, благодаря которому человек знает не только о вещах, но и о том сущем, которым является он сам.

Но чем же является это бытие, в котором понимает себя?

Books starter pack for young decadent.